КАК РАСПОЗНАТЬ БАНКОВСКОГО МОШЕННИКА?

Телефонных мошенников становится всё больше и больше. Растет и число тех, кого они обманули. «Маяк» неоднократно рассказывал, как люди поддаются на лживые сообщения о происшествиях с их близкими, которые якобы нуждаются в срочной финансовой помощи. Сегодня газета проинформирует читателей о телефонных аферах, связанных с банковскими картами, и посоветует, как себя вести, чтобы не стать жертвой обмана.

По словам заместителя начальника полиции по охране общественного порядка РОВД подполковника Виктора Хромцова, ни в коем случае нельзя реагировать ни на какие предложения, просьбы и даже угрозы, в какой бы форме они ни поступали: в словесной или в виде СМС­сообщений. Потому что в любом случае они исходят от аферистов. Уловок, связанных с телефонным мошенничеством, очень много, и, по всей видимости, будет еще больше. В основном они рассчитаны на отличающихся доверчивостью пожилых граждан, но нередко попадаются на крючок и молодые люди. Вместе с Виктором Александровичем мы расскажем о самых основных телефонных аферах. Для наглядности он предложил автору этих строк сыграть роль потенциальной жертвы.

«Давайте, Юрий, представим, что вам звонит мошенник, но об этом вы еще не догадываетесь, – говорит Виктор Хромцов. – Однако уже должны насторожиться после того, как этот человек представится сотрудником банка и попросит вас сообщить реквизиты пластиковой карты якобы для какой­то проверки. Можете не сомневаться, с вами говорит мошенник, поскольку работники банков никогда не звонят по телефонам своим клиентам и тем более не запрашивают реквизиты. Никому и никогда не сообщайте свои персональные данные ни по телефону, ни в частной беседе!»

Как подчеркивает заместитель начальника полиции по охране общественного порядка, многие люди знают о том, что этого нельзя делать, но нередко идут на попятную после того, как мошенники объясняют причины, из-за которых абоненты якобы должны сообщить свои банковские реквизиты. «Допустим, Юрий, вам звонит незнакомец якобы из банка и сообщает о том, что ваша банковская карта заблокирована, – продолжает Виктор Александрович. – И для ее разблокировки просит уточнить ваш ПИН-код и позвонить по предложенному номеру. Эта одна из самых распространенных афер, из-за которой в нашей стране уже пострадали сотни тысяч доверчивых клиентов. И, как это ни прискорбно, их количество растет».

Также чтобы выудить из потенциальной жертвы необходимую информацию, мошенник может сообщить ей, что в банке якобы произошли изменения в системе безопасности и поэтому учреждению необходимо проверить карты своих клиентов. К сожалению, находится немало людей, которые поддаются на эту уловку, и получается, что, сами того не желая, они дарят свои деньги мошенникам.

«Если вы, Юрий, вдруг получите или услышите по телефону «страшное» сообщение о том, что с вашей банковской карты были сняты деньги без вашего участия и необходимо уточнить ее данные, не пугайтесь и не верьте, поскольку это очередная уловка мошенников, – предостерегает Виктор Хромцов. – Как в этом, так и в предыдущих случаях, если вы в чем­то сомневаетесь, сходите лично в банк и всё там узнайте. Можно даже и не ходить, а позвонить в свой банк по телефону горячей линии, который указан на обратной стороне карты, и всё выяснить».

Изобретательные мошенники придумывают также аферы, связанные с кредитными историями. Общаясь со своими потенциальными жертвами по телефону, мошенники нередко заявляют, что тем необходимо погасить или проверить задолженность по кредиту, а то и предлагают взять его, расписывая все его достоинства и обещая даже свое содействие по оформлению сделки. Если абонент, которому настоятельно предлагается погасить или проверить задолженность, заявляет, что никаких денег в банке не брал, изворотливые мошенники начинают убедительно врать, что на этого человека «повесили» чужой кредит, поэтому ему во избежание нежелательных последствий необходимо разобраться, для чего следует сообщить все необходимые персональные данные.

Многим из нас приходилось в той или иной мере оценивать качество банковского обслуживания, т. е. ставить ему какую-нибудь оценку. Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка сообщил, что эту тему подхватили и ушлые мошенники. Обращаясь к телефонным абонентам с просьбой оценить качество банковского обслуживания, они заверяют, что для этого им требуются данные банковской карты. Понятно, что если пойти на поводу у мошенников, то оценка легковерному абоненту очень дорого обойдется, он может лишиться всех денег на счете. Также ни в коем случае нельзя перечислять деньги на счета мобильных телефонов.

«Читатели «Маяка» должны запомнить, что сотрудники банков и других платежных систем никогда не присылают СМС-сообщений и не звонят по телефонам своим клиентам с просьбой предоставить их персональные данные, номера каких­то счетов, пластиковых карт и т. д., – предупреждает Виктор Александрович. – Если у клиента действительно возникает какая­то проблема, то его попросят явиться в банк лично. И последнее: если гражданин стал жертвой мошенничества или знает (подозревает), что по отношению к нему или другому человеку планируются какие­либо противоправные действия, то ему необходимо срочно позвонить в полицию по номерам 102 или 112. Либо обратиться в любой ближайший территориальный орган МВД России вне зависимости от проживания гражданина».

Юрий Подгаецкий