Воспитатели - авторы проекта

«Как песок сквозь пальцы» — в очень хорошем смысле

 

Наталья Викторовна Комиссарова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, и Марина Сергеевна Скоробогатова, педагог­-психолог детского сада в п. Федотово, стали победителями Всероссийского конкурса стипендий и грантов им. Л. С. Выготского. Их проект «Интерактивная песочница как средство социализации ребенка-инвалида дошкольного возраста» нашел признание и поддержку экспертов, оценивших более двух тысяч работ, представленных на конкурс. Эксперты отметили высокий уровень заявок, проработанность идей и методологических разработок участников.

Интерактивная песочница – единственная в детских садиках Вологодской области. Производством таких песочниц занимаются в Томске. Федотовский детский сад заинтересовался в приобретении установки: цель, по словам сотрудников, не только оправдывает средства (тут оправдываться-то нечего – для детей стараемся), но и делает траты осмысленными, нужными, полезными – что детям, что взрослым.

Начавшая работать с сентября прошлого года, интерактивная песочница – излюбленное место игровых занятий для воспитанников Федотовского детского сада. И некоторые взрослые, наблюдая за игрой ребят, видя плоды работы воспитателя и психолога, с улыбкой признаются: «Всё! Хочу в садик!» Понять их можно: вроде бы, игра, а сколько полезного и интересного можно узнать, фантазируя вместе с психологом, выполняя его задания, придумывая какие­-то свои истории, сказки, строя замки, знакомясь с особенностями времен года, меняя ландшафт собственными руками, постигать даже основы картографии… А дети просто в восторге, понятное дело: ни дня не простаивает песочница впустую, все время кто­-то занимается.

Наталья Викторовна и Марина Сергеевна рассказывают: «Как ребятишки занимаются здесь? Младшая группа – вместе с родителями, а, начиная со средней, становясь самостоятельней и серьезней, уже только с педагогом­-психологом, с воспитателем».

Коллеги разработали проекты как для занятий детей с инвалидностью (их в Федотовском садике четыре), так и для всех остальных воспитанников – вот почему такой огромный интерес и спрос на «песочницу».

Если же брать разработанный проект, принесший им победу на Всероссийском конкурсе, то цель его следующая: «разностороннее развитие ребенка­-инвалида с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей, особенностей развития и специфических образовательных потребностей на основе индивидуального подхода и в специфичных для него видах деятельности, социализация ребенка, формирование общей культуры его личности». Казалось бы, сложные, специальные слова, но за ними кроется забота о маленьком человеке. Как говорят коллеги, за большим спектром задач проекта «стоит желание и возможность помочь ребенку не чувствовать себя обделенным вниманием, знать свои способности, развивать их, радовать других людей. Угловатое слово «социализация», правда? Но оно подразумевает усвоение ребенком знаний, норм, ценностей, которые позволят ему спокойно жить, учиться, работать как полноправному члену общества. Да, все люди разные, у всех свои особенности, но, учитывая это, мы не делаем эти особенности каким-­то камнем преткновения, преградой, а наоборот – учимся разнообразию, преодолевая всевозможные трудности, которые, повторимся, есть у каждого человека».

Большое значение в этом процессе имеет игра, которая в юном возрасте – главный вид деятельности человека. Лев Семенович Выготский говорил: «Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что видел и слышал от взрослых… Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам влечений самого ребенка».

Н. В. Комиссарова: «Проигрывая на песке ситуации из жизни, ребенок стремится к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети начинают применять в реальности свой «песочный» опыт, у них повышается мотивация узнавать новое, экспериментировать, работать самостоятельно. Ведь игра с песком – естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности».

Марина Сергеевна говорит о новизне проекта: «Работа ин­терактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности. Благодаря хорошему оборудованию, встроенному в песочницу и специально разработанному программному обеспечению, существует возможность пересмотреть процессы подачи учебного материала. А перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект нежели стандартные формы обучения. Например, игры в такой песочнице существенно усиливают познавательный интерес ребенка, здесь мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Интенсивно развиваются все познавательные функции – восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Кроме того, совершенствуется предметно-­игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно­-ролевой игры и коммуникативных навыков человека».

По словам победителей Всероссийского конкурса им. Л. С. Выготского, они будут только рады, если их проект заинтересует коллег из других учебных заведений – и Вологодского района, и всего региона. Действительно, было бы очень хорошо, если бы подобные «песочницы» были не в одном только садике области, но и в других. А что касается особенностей работы – тут коллеги с радостью помогут. Желаем им успехов и поздравляем с заслуженной победой. Надеемся на новые достижения!


Петр ДАВЫДОВ.

Фото автора.