КАК БЕЗОПАСНО ВЕСТИ СЕБЯ В НЕПОГОДУ

На календаре зима уже подходит к концу, но покидать нас она пока не торопится. Еще будут и морозы, и снегопады, и сильные ветры, и метели. Поэтому в непогоду всем нам необходимо строго придерживаться определенных правил безопасного поведения.

За руль лучше не садиться

Инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения райотдела полиции Наталия Жадецкая напоминает о факторах опасности, которые возникают в результате сильных снегопадов и метелей. «Такие явления погоды приводят к обрушению слабо укрепленных элементов конструкций зданий и сооружений, повреждению кровель зданий, особенно имеющих высокую степень износа, падению деревьев, обрывам опор линий связи и электропередач, авариям на трансформаторных подстанциях, затруднению движения автотранспорта и росту количества аварий, – комментирует Наталия Александровна. – Чрезвычайные происшествия на дорогах и во дворах часто возникают из-за ухудшения видимости, образования снежных заносов и скользкого дорожного покрытия».

Понятно, что существуют правила безопасного поведения как для пешеходов, так и для водителей. Первым делом и тем, и другим во время снегопада и метели необходимо быть предельно внимательными. В такую непогоду водителям рекомендуется воздержаться от поездок на личном автомобиле, который лучше оставить в гараже. Если его нет, машина должна быть припаркована вдали от деревьев и зданий, с крыш которых могут упасть плохо закрепленные конструкции, снежная или ледяная масса.

«Если же водитель все­таки собирается сесть за руль, он должен предпринять необходимые меры предосторожности, – говорит Наталия Жадецкая. – Убедиться, что состояние шин его автомобиля соответствует условиям дорожного покрытия. Напоминаю, что даже при благоприятной погоде водитель должен ехать с включенными фарами и другими световыми приборами, быть чрезвычайно внимательным и соблюдать скоростной режим».

Кроме того, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения настоятельно советует водителям в метель или в сильный снегопад двигаться по возможности только по оживленным дорогам и шоссе. Необходимо внимательно следить за дорогой и обочинами, показаниями светофора, перемещениями пешеходов, стараться не пропус­кать знаки. Если же у автомобиля возникла неисправность или же на дороге ухудшилась видимость, водитель должен включить аварийную сигнализацию, остановиться на обочине дороги и остаться в машине с включенным двигателем. Только необходимо держать приоткрытым стекло для обеспечения вентиляции и предотвращения отравления угарным газом.

Пешеходы: главное – внимательность

Максимально осторожны в снегопад или в метель должны быть и пешеходы. В таких погодных условиях лучше обходить ветхие, шаткие строения и дома с неустойчивой кровлей. Необходимо остерегаться частей конструкций и предметов, нависших на строениях, оборванных проводов линий электропередач, разбитых стекол и других источников опасности.

Также следует избегать проходить рядом с большими деревьями, как и следовать по таким сооружениям повышенного риска, как мосты, эстакады, трубопроводы, потенциально опасные промышленные объекты и др.

«Предельно внимательными должны быть пешеходы и на дорогах, и в непосредственной близости от них, особенно в снегопад или в метель, – продолжает Наталия Александровна. – Пешеходам необходимо постоянно иметь в виду, что в условиях плохой видимости водители могут их вовремя не заметить и не среагировать должным образом. Поэтому желательно не переходить дорогу перед двигающимся автомобилем, лучше подождать, пока он проедет, и только потом пересечь проезжую часть».

Кроме того, по словам Наталии Жадецкой, на одежде или иных вещах пешеходы должны иметь световозвращающие элементы, и чем их будет больше, чем лучше. Тогда вероятность того, что водители даже в снегопад или метель смогут разглядеть пешеходов, возрастает в разы. К слову, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения снова напоминает, что вне населенных пунк­тов за неиспользование световозвращающих элементов предусмотрены штраф или предупреждение, а в городах и других населенных пунктах данная норма пока остается рекомендательной. Эти изменения в ПДД (они прописаны в пункте правил 4.1) действуют с 1 июля 2015 года и распространяются не только на взрослых, но и на детей.

К сожалению, несмотря на все усилия сотрудников районной Госавтоинспекции, пешеходы продолжают попадать под колеса, и нередко по своей вине, в том числе из-за отсутствия световозвращающих элементов. «Только в минувшем году на территории Вологодского района погибли шесть пешеходов, причем все – женщины в возрасте от 40 до 70 лет, – подводит печальный итог Наталия Александровна. – Почти все они стали жертвами ДТП в темное время суток».

Шквальный ветер

Нормой жизни для каждого должно стать знание прогноза погоды хотя бы на текущий и следующий день – такого мнения придерживается участковый уполномоченный Майского сельского поселения Юрий Быков. Подобная осведомленность поможет быть готовым к самым разным климатическим катаклизмам, не зря же говорится: предупрежден – значит вооружен. «К примеру, если стало известно о надвигающемся шквальном ветре, то не стоит выходить на улицу ни детям, ни взрослым, – предупреждает Юрий Владимирович. – Если же ветер застал кого-то на улице, то возвращаться домой следует подальше от рекламных щитов, вывесок, дорожных знаков, линий электропередач, а также от проезжей части». Кроме того, большую опасность представляют выбитые стекла, которые под воздействием ветра могут падать из окон, а также элементы кровли и декора, особенно на строящихся или ремонтируемых зданиях. Зато можно укрыться от ветра в подземных переходах, подъездах, магазинах и др.

Если стало известно, что ожидается шквальный ветер, также следует воздержаться от поездок на автомашине. Если же он застал водителя за рулем, то ему (впрочем, как и всегда) необходимо соблюдать скоростной режим и дистанцию между автомобилями. Также необходимо всегда помнить, что пребывающие в салоне водитель и пассажиры не должны находиться вблизи крупных деревьев, и уж тем более парковаться в таких опасных местах.

«Однако даже находящиеся в доме люди должны чувствовать себя в безопасности только после того, как еще перед шквальным ветром они примут все необходимые упреждающие меры, – поясняет Юрий Быков. – Первым делом следует убрать в дом (или в подвал) хозяйственные вещи со двора и балкона. В противном случае ветер может не просто разметать эти вещи, но и травмировать ими кого-нибудь, покалечить или даже убить».

Если люди находятся в легкой постройке, то, не дожидаясь начала шквального ветра, им следует перейти в более прочное помещение. Кроме того, перед непогодой жильцы должны плотно закрыть окна и двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия, подготовить аварийное освещение (фонари, свечи), после чего выключить электричество и газ. Если же ветер очень сильный, нежелательно даже внутри помещения находиться вблизи окон. «Выходить из помещения (или здания) после окончания шквального ветра необходимо тоже очень внимательно, – предупреждает Юрий Владимирович. – Следует обязательно убедиться, что на выходе из дома нет нависающих предметов или оборванных электропроводов. Всем вышеперечисленным правилам безопасного поведения необходимо на­учить и детей».

Список телефонов экстренных служб

Далее Юрий Быков и Наталия Жадецкая предлагают читателям «Маяка» список телефонов экстренных служб для абонентов разной мобильной связи, который каждый должен иметь под рукой.

Для абонентов мобильной сети «МТС» и «Tele2»:

010 – служба пожарной охраны и реагирования в чрезвычайных ситуациях;

020 – полиция;

030 – скорая медицинская помощь;

040 – аварийная служба газовой сети.

Для абонентов сети «Мегафон»:

101 – служба пожарной охраны и реагирования в чрезвычайных ситуациях;

102 – полиция;

103 – скорая медицинская помощь;

104 – аварийная служба газовой сети.

Для абонентов сети «Билайн»:

001 – служба пожарной охраны и реагирования в чрезвычайных ситуациях;

002 – полиция;

003 – скорая медицинская помощь;

004 – аварийная служба газовой сети.

Юрий Подгаецкий