ИРИНА РОГАЛЕВА: «УЧИТЕЛЬ - ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОФЕССИЯ, ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ, СОСТОЯНИЕ ДУШИ»

Из прошлого номера газеты «Маяк» читатели узнали, что учитель русского языка и литературы Майской средней школы имени А.К. Панкратова Ирина Рогалева стала одной из восьми победительниц конкурса, учрежденного Министерством просвещения Российской Федерации. Но всегда интересно, какой же все­таки человек скрывается за новостной сводкой. О педагоге Ирине Рогалевой сегодняшний материал.

Надежный тыл

Ирина Евгеньевна искренне считает, что победила в конкурсе не только благодаря профессионализму, но и поддержке своей семьи.

- Мои близкие всегда с пониманием относились к моей профессии и поддерживали меня во всех моих начинаниях. И, конечно, я благодарю своих родных за терпение, потому что во время подготовки к конкурсу я десять дней не отходила от компьютера, полностью посвятив свое время оформлению необходимых материалов, - говорит Ирина Рогалева. - Учитель - это больше, чем профессия, это образ жизни, состояние души. Совмещать дом и работу мне удается именно благодаря моим родным. Большое спасибо им за это.

У Ирины Евгеньевны подрастает дочь - пятиклассница Таисья. Для того чтобы уделять ей больше времени, Ирина Евгеньевна впервые за 28 лет педагогической деятельности отказалась от классного руководства.

- В этом году первого сентября меня не встречали ученики, как обычно, с букетами в руках, так как теперь нет своего класса. Но, получив огромное количество звонков и смс­сообщений с поздравлениями от выпускников прошлых лет и их родителей, я четко осознала, что их признание дороже всех цветов, - говорит Ирина Рогалева.

Саму себя Ирина Евгеньевна соотносит с учительницей Лидией Михайловной из произведения Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»:

- Лидия Михайловна - сильная личность, но вместе с тем она тонкая, ранимая, мягкая натура. Именно такой я ощущаю себя в душе. И мне хочется, чтобы мои ученики и их родители видели меня такой.

Возвращаясь домой из школы, Ирина Рогалева проводит еще дистанционные уроки. И на первый взгляд может показаться, что у педагога совершенно нет свободного времени. Но Ирина Евгеньевна утверждает обратное:

- Я практически не беру тетради домой, проверяю их в школе. Исключение составляют сочинения и изложения в старших классах. Выходные я всегда посвящаю себе и семье. А после уроков могу позволить посещение бассейна, благо он в шаговой доступности.

«Путевка» в Майский

В поселок Майский Ирина Евгеньевна попала волею судьбы. Сама она родом из Сыктывкара - столицы Коми. Именно туда на комсомольскую стройку отправилась ее мама Нина Дмитриевна, уроженка Верховажского района, там она и познакомилась с будущим супругом Евгением Александровичем. Нина Дмитриевна работала воспитателем. Дочка часто бывала у мамы в детском саду, с удовольствием общаясь с ее воспитанниками. Так что особых терзаний с выбором будущей профессии у Иры не было. Девушка видела себя воспитателем или учителем начальных классов. К тому же бабушка по папиной линии, Александра Семёновна Рогалева, была учительницей в начальных классах. Но заключительную точку на «профессиональном распутье» поставила школьная учительница русского языка и литературы Людмила Сухинина.

- Людмила Анатольевна и посоветовала мне поступать на филологический факультет, - говорит Ирина Рогалева. - И о своем выборе я не жалею. Окончив Коми государственный педагогический институт, я получила вызов на работу от одной из школ Верховажского района, будучи студенткой, я бывала на родине матери.

В Верховажском районе в должности учителя Ирина проработала 23 года, там и родилась дочка.

- Решение о переезде в Вологодский район не было спонтанным, - говорит Ирина Евгеньевна. - Мы искали лучших возможностей для себя, для нашей дочери. На тот момент в Майском уже жили наши друзья. Мне очень понравился этот поселок, чем­то напоминающий мою родину. И, конечно, покорили красивые пейзажи. Здесь особая атмосфера: на улице с тобой могут поздороваться люди, которых совсем не знаешь. И мне такая доброжелательность очень импонирует. Конечно, волновалась, как примут меня педагоги Майской школы. Но я зря боялась, коллеги окружили заботой и поддержкой. Здесь я нашла близких по духу людей. Впервые за много лет ощутила понимание со стороны администрации школы, без которой невозможна ни одна победа учителя. Хочу выразить благодарность коллегам и пожелать всем здоровья и благополучия.

Учительская теория

Есть у Ирины Евгеньевны и своя учительская философия:

1. Я убеждена, что не существует плохих учеников. Очень часто в средствах массовой информации можно услышать: «Необучаемый ученик, с ним невозможно договориться». Я считаю, что таких детей нет, если, конечно же, речь идет не об учениках с какими-либо заболеваниями. Самое трудное для преподавателя, впервые увидевшего своих учеников, понять, что каждого из них надо полюбить. Иначе нельзя. Без любви невозможно научить. Когда ученик обделен любовью в семье, когда его успехи не отмечают в школе, то он всеми способами старается привлечь к себе внимание. Отсюда могут быть и попытки срывов урока. Цель ребенка - вызвать ответную реакцию взрослого человека. И, как правило, ученика не волнует, будет ли это негатив или позитив со стороны учителя. Но мы, педагоги, должны быть мудрее: не стоит срываться на детей, нужно постараться найти общий язык с любым ребенком. Я с уверенностью говорю, что люблю каждого из своих учеников. Сейчас веду уроки в пяти классах. В общей сложности - это около 80 ребят.

2. Существует распространенное мнение: «Когда учитель ставит ученику двойку, то он ставит двойку самому себе». Я не согласна с этой позицией. Это звучит как обвинение по отношению к учителю. Соглашаясь с этой фразой, мы полностью снимаем с детей ответственность за учебный труд. Но так не должно быть, если мы хотим, чтобы ребята получили качественное образование. Я всегда говорю своим ученикам: «Любая оценка - это ваша зарплата. Вы получили столько, насколько в перспективе вы будете кормить себя и свою семью. Сегодняшняя учеба - инвестиции в будущее. Если вас устраивает полученная двойка - это ваш выбор. Если нет, то давайте предпринимать шаги для изменения ситуации». Конечно, я допускаю, что если ученик получил отрицательную оценку, то есть недоработки и в моей методике преподавания. Этому моменту всегда уделяю пристальное внимание. Например, чтобы улучшить у ребят результаты по ЕГЭ, я сама этим летом прошла подготовку у молодого петербургского педагога, кандидата филологических наук Анны Солдаевой. Отмечу, что я готовилась именно как ученица выпускного класса. Надеюсь, этот опыт обязательно поможет моим ученикам.

3. Не существует неинтересных книг. И как учитель русского языка и литературы я эту истину пытаюсь донести до своих учеников. Есть наше сиюминутное состояние, которое позволяет или не позволяет воспринимать то или иное произведение, поэтому здесь надо заинтересовать ученика. Каждое произведение мы рассматриваем через систему жизненных принципов, через личный опыт, много рассуждаем, пропускаем сюжет и поступки героев через себя.

4. Я мечтаю, чтобы больше ни один ребенок не закричал в сердцах: «Надоела ваша школа!» Как учитель я это очень болезненно воспринимаю. В таких ситуациях сразу объясняю ученику, что не бывает мест, где царит вседозволенность. Всегда надо отвечать за себя и свои поступки. И я стараюсь, чтобы меня ученик услышал.

Ирина Лучина

Фото из архива Ирины Рогалевой

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ