ДЕВУШКА С ГАРМОШКОЙ

Впервые Лидию Ведерникову с ее гармонью увидел я на одном из концертов в Вологде, она выступала в паре с гармонистом и руководителем крестьянского хозяйства Александром Механиковым. Девушка смущенно смотрела куда-­то в пол, только алели щеки (пря­мо, как на картине Джанны Тутунджан «Молодая»)… А иг­рала очень хорошо, душу в гармошку вкладывала…

Потом видел и с удовольствием слушал ее игру и на других концертах. Девушка с гармошкой заинтересовала меня, и я для себя наметил: при случае поговорю с ней.

И вот этот случай настал.

– Лида, расскажи, пожалуйста, о себе. Откуда ты родом?

– Живу я в Вологде, но родители мои родом из Кубенского, там живет моя бабушка – Энгельсина Михайловна Павлушкова, там прошло мое детство, там я очень часто бывала и бываю до сих пор. Сейчас я учусь в Вологодском областном колледже искусств на четвертом курсе.

– Все­таки гармонь считается мужским инструментом. Как случилось, что ты стала играть на гармони?

– Это произошло, как бы, вопреки моей воле… Я воспитывалась, в основном, бабушкой, а она очень любит народные праздники, гармонистов, и всегда водила меня на концерты; по субботам мы обязательно смотрели передачу «Играй, гармонь». И, честно говоря, мне это не нравилось. Я мечтала побыстрее вырасти, чтобы больше этого в моей жизни не было…

Надо сказать, что к моменту «личного знакомства» с гармонью, Лида уже окончила четвертую музыкальной школу по классу фортепьяно, то есть, как минимум, владела нотной грамотой…

– И вот иду я в один прекрасный весенний день по улице, и почему-­то вдруг мне захотелось играть на гармошке, потянуло прямо…

В жизни, как известно, ничего случайного не бывает: именно в это время в руки Лиды Ведерниковой и попадает первая в ее жизни гармонь.

– Кто-­то отдал старый полуразвалившийся инструмент моей тёте, а она мне. Я начала заниматься по самоучителю, а потом поступила в первую музыкальную школу, отучилась там три года и пошла в колледж. И вот так до сих пор с гармонью не расстаюсь.

– У тебя врожденный музыкальный слух?

– Слух слухом, но если не будешь заниматься регулярно, сложно чего­то добиться. Я не считаю, что я особо талантлива. По­моему, главное в любом деле – это усердие. Чем больше ты посвящаешь себя делу, чем больше ты занимаешься, тем больше у тебя и каких­то успехов.

– Ты много времени занимаешься с инструментом?

– Раньше занималась по 4­5 часов. Не хочу, чтобы это прозвучало как оправдание, но сейчас кроме учебы еще работаю в нескольких местах, поэтому уже не могу уделять столько времени инструменту. Но все равно занимаюсь ежедневно…

– Много в колледже девушек-гармонисток?

– Я одна. Нас и всего­то двое гармонистов: я и Антон Труфанов. Даже наш педагог Вячеслав Михайлович Наумов, прежде всего, баянист… Вообще, Вячеслав Михайлович для меня – образец музыканта­профессионала, более профессионального человека я пока не встречала.

– А ты на баяне играешь?

– Да, на баяне я тоже играю, но гармонь мне ближе. Она как­то душевнее звучит.

– Про первую гармонь ты рассказала, а на какой сейчас играешь?

– Сейчас я играю на тульской гармони «Куликово поле», которую мне подарила бабушка. Она тоже простенькая, без излишеств. Конечно, я мечтаю, о хорошей гармони, возможно, ручной работы, но это пока недостижимая мечта… А хотелось бы мне именно тульскую гармонь…

– Александр Механиков по­спорил бы с тобой: он очень ценит горьковскую, то есть, нижегородскую гармонь.

– Да, у нас бывают споры по этому поводу. Но ведь на вкус и цвет товарища нет. Мне нужен увеличенный диапазон звучания, чтобы двигаться дальше.

– А куда двигаться дальше? Ты последний год учишься. Кем ты себя видишь?

– Мне бы хотелось, конечно, получить высшее образование, например, в институте культуры… Но пока это невозможно, поэтому я планирую поступать в наш университет на «музпед», чтобы учиться и параллельно работать. Хочу открыть класс гармони в четвертой музыкальной школе. Руководство школы пообещало помочь.

– Какую музыку ты играешь сама? Чему хочешь учить де­тей?

– Я играю классику, обработки народных мелодий… Ученикам я бы хотела предложить академическую игру…

– А где, если не секрет, ты работаешь?

– Работать, как я уже сказала, приходится в нескольких местах и на разных работах. Например, я преподаю в воскресной школе при храме Константина и Елены. Я сама окончила там воскресную школу, потом батюшка отправил меня в духовную семинарию учиться на катехизаторское отделение, но я не смогла совмещать учебу там и в колледже, и семинарию пока отложила, чтобы восстановиться чуть позже. Преподаю в воскресной школе «Новый завет» и «Ветхий завет».

– То есть, ты верующий че­ловек…

– Да. Был такой период в жизни, когда мне очень помогла церковь. Можно сказать, что именно церковь, вера тогда стали для меня «последней инстанцией»… Так и остаюсь в церкви… Стараюсь по возможности бывать в Горицком Воскресенском монастыре, «потрудиться» там…

Но не будем забывать, что Лидия Ведерникова уже концертирующий артист (пусть и молодой), участница многих фестивалей и конкурсов.

– У тебя есть планы работать с детьми – это очень серьезная работа. Но как же выступления, концерты?

– По диплому у меня будут три специальности: педагог, артист и концертмейстер. Я больше склоняюсь к педагогической деятельности, но буду, видимо, и выступать. Ведь это тоже опыт, который нужен и педагогу. Участие в фестивалях и концертах дает необходимое общение. Я узнаю какие­то новые песни, наигрыши… Очень много дают совместные выступления. Вот с тем же Александром Анатольевичем Механиковым интересно выступать. Хотя он не профессиональный музыкант, но у него есть чему поучиться. В «народном» исполнении главное – душа, а это нужно и артисту, и педагогу.

– А ты помнишь свое первое выступление?

– Да. Даже помню, что это было воскресенье, 17 февраля. Шесть лет назад. Я занималась в музыкальной школе первый год и мне предложили по­участвовать в конкурсе «Русская метелица». Я сыграла одно произведение, мне дали первое место. Это, конечно, запомнилось.

– Какие еще победы были, какие из них самые значимые?

– Самый значимый, наверное, конкурс «Играй, гармонь» в Иванове в прошлом году, туда приехали 260 гармонистов со всей России. Я заняла 3­е место. Было сложно даже просто выйти на такую публику (я стеснительный человек), но пересилила себя, вышла и сыграла…

А уже в текущем году, 24­28 января, в Казани на международном конкурсе «Казанская радуга» оркестр русских народных инструментов 4­й музыкальной школы Вологды, с которым выступала Лидия Ведерникова, получил гран­при. А как солист Лида заняла 1­е место.

Наверняка, будут еще у Лидии победы в конкурсах и фестивалях, сбудется мечта о хорошей (может, даже ручной работы) гармони… Пусть же и все остальное в жизни Лиды Ведерниковой будет хорошо. Она дарит людям радость, пусть и в ее жизни будет много радости, счастья…

Дмитрий Ермаков.